1. Аргоновая сварка трубки кондиционера. Ремонт шланга
2. Ремонт или замена радиатора (конденсатора)
3. Проблемы с компрессором
4. Утечка в испарителе кондиционера
5. Неприятный запах при включении A/C
6. Промывка системы автокондиционера
Ремонт автокондиционера подразумевает проведение различных работ и зависит от той или иной неисправности. Для определения стоимости и срока выполнения работ необходим для начала внешний осмотр системы, проверка наличия хладагента в контуре, давлений в магистралях. Рассмотрим самые распространенные неисправности автокондиционеров.
Чаще всего - это потеря герметичности в контуре. Это приводит к утечке фреона и потере эффективности охлаждения, вплоть до полного прекращения работы.
Ремонт трубки автокондиционера
Например, во время эксплуатации автомобиля множество алюминиевых трубок и соединительных резиновых шлангов под капотом многократно нагреваются и остывают. Со временем, они покрываются смесью, которой обрабатывают дороги в зимнее время и эта смесь забивается под крепёжные элементы. Таким образом, идет процесс разложения трубопровода.
После мелкой аварии гнутся и перетираются трубки, и газ выходит в атмосферу, резиновая часть шланга также может перетереться о подвижные элементы или в случае ненадежного крепления.
У дилеров всегда можно купить нужную трубку и заменить ее. Однако стоит вопрос в ее наличии у дилера, стоимости детали и ее установки, времени ожидания и целесообразности такого шага.
Отремонтировать испорченный участок магистрали можно тремя способами. Поврежденную трубку придется снимать с автомобиля.
Первый: если отверстие в магистрали механического происхождения, можно просто заварить её при помощи аргоновой сварки.
Второй: если участок повреждён коррозией, то он вырезается, а на это место вваривается новый отрезок трубки.
Третий: при серьезном повреждении магистрали, трубка заменяется на специальный фреоностойкий шланг фирмы Goodyear. Этот способ предлагается в том случае, когда алюминиевая трубка сгнила в нескольких местах. Заваривать такую бесполезно, она не выдержит давления и будет пропускать в других местах. В свою очередь, такой шланг, сделанный при помощи специальной гидравлической обжимки и стальных стаканов, прослужит не один год. Такой способ ремонта трубки автокондицинера надежный и долговечный.
Примерно так выглядят сгнившие площадки трубок автокондиционера
На этой трубке было механическое повреждение гибкого участка и алюминиевой части. Шланг был полностью переделан.
Ремонт конденсатора (радиатора)
Конденсатор (радиатор кондиционера) расположен в передней части автомобиля перед радиатором охлаждения. Из-за близкого расположения к улице, конденсатор постоянно подвергается негативному воздействию. Как следствие - коррозия и потеря герметичности. Чаще всего радиатор "гниёт" по нижним углам, что видно по характерным подтекам - это вышедший фреон и компрессорное масло оставили свой след.
Обнаружение утечки в радиаторе с помощью ультрафиолетового красителя
Грязь, мелкие камни, тополиный пух летом - всё это со временем забивает соты и конденсор не справляется со своим предназначением. Если не следить за чистотой этого элемента, могут последовать разного рода проблемы. Загрязнение в сотах конденсора мешает проходу воздуха, который, в свою очередь, пытается прогнать вентилятор. Давление растет, компрессор работает на износ. Если есть аварийный клапан, то он срабатывает и выбрасывает часть фреона, тем самым спасая компрессор от заклинивания.
От высокого давления также могут полопаться слабые участки магистрали. Промывку радиатора лучше делать в специализированных сервисах, где знают с каким напором и под каким углом направить струю воды, в противном случае радиатор можно испортить чрезмерным напором, и соты могут смяться, что опять будет препятствовать прохождению воздуха. Для тщательной промывки конденсор снимается и обрабатывается специальным раствором, а затем промывается струёй воды под давлением.
Механические повреждения конденсора после аварии и попадания мелких камней ремонтируются с помощью аргоновой сварки. Конденсор, вышедший из строя из-за коррозии, ремонтировать бесполезно. Такие меняются на новые или ставятся универсальные. Если невозможно найти нужный конденсор на конкретную модель автомобиля, подбирается новый универсальный, ориентируясь на размеры и ёмкость. В нужном месте ввариваются соединительные элементы и если нужно, то переделывается крепеж.
Проблемы с компрессором кондиционера
Компрессор создает давления и проталкивает газ по замкнутому кругу по магистралям, через радиатор и испаритель, через ТРВ и фильтр... Любой холодильник или рефрижераторная установка работают по такому же принципу. Если интересно, то примерный принцип описан в статье про рефрижераторы. Несмотря на то, что давления при фреоне R134, используемом в автокондиционерах ниже, чем в реф установках, компрессор так же может выйти из строя.
Если слышны посторонние шумы из-под капота при работе кондиционера, возможно вышел из строя подшипник шкива. С этим лучше разобраться сразу, чтобы обойти стороной серьезные проблемы в дальнейшем. Сюда же относятся неисправности прижимной пластины, разбитые демпферы - все это сопровождается треском, грохотом, гулом при работе.
Если компрессор включается, но не дает требуемого холода, то нужно разбираться глубже. Начать нужно с измерения разницы давлений и проверки уровня фреона. Тут лучше обращаться к специалистам, чтобы не гадать и не менять запчасти по очереди.
Компрессор также имеет уплотнения, через которые с успехом может выйти весь фреон, такую причину тоже не стоит сбрасывать со счетов. Например, сальник вала или прокладка задней крышки компрессора.
Для ремонта компрессора, его необходимо демонтировать с автомобиля.
Утечка в испарителе кондиционера
Пожалуй, самая сложная ситуация с утечкой фреона. Сложная и для диагностирования, и для последующего ремонта.
Испаритель кондиционера установлен в труднодоступном месте, под торпедой. Зачастую, чтобы до него добраться, приходится разобрать полмашины. Поэтому нужно быть на 100% уверенным в диагнозе.
Как Вы можете определить утечку в этом месте самостоятельно? Во-первых, запах фреона в салоне. Довольно резкий и неприятный запах будет постоянно находится в салоне Вашей машины. Во-вторых, следы на асфальте. Поставьте Ваш автомобиль на чистую поверхность и запустите двигатель, включите A/C на минимальную температуру, максимальный обдув. Подождите минут 10-20. Если ранее была заправка с УФ-красителем, на асфальте останется зеленый след. Данный способ подходит только для серьезной утечки.
Испаритель автокондиционера. Из-за скопившейся на нем грязи сгнили подводящие трубки. Пришлось переваривать.
Бывает так, что сгнивают трубки испарителя, как на рисунках сверху. Но нет ничего страшного - все ремонтируется. Можно найти подходящие к ТРВ фитинги и приварить их к испарителю. В крайнем случае, попросить токаря выточить нужные фитинги.
Нередко владельцам автомобильных кондиционеров приходится сталкиваться с такой проблемой, как неприятный запах в салоне автомобиля. Как правило, неприятный запах из дефлекторов появляется сразу после повторного включения автокондиционера, и чаще всего связан с элементарной грязью.
Испаритель - такой же теплообменник, как и радиатор, только меньших размеров. Поток воздуха от салонного вентилятора охлаждается, проходя через испаритель. Вместе с воздухом, особенно если перед испарителем не стоит микрофильтр салонного воздуха, с улицы засасывается тополиный пух, пыль и грязь. Поскольку испаритель при работающем кондиционере холодный, на нем конденсируется влага, и он постоянно влажный. Грязь и влага издают этот неприятный запах. Если дренажное отверстие забивается, то конденсат, который должен сливаться на улицу, скапливается. Тогда эта смесь вместе с воздухом поступает в салон вашего автомобиля. Результат - запотевшие окна, повышенная влажность, трудно дышать.
Если курить в салоне при включенном кондиционере и включенном режиме рециркуляции, то в итоге запах в салоне будет как из пепельницы. Ведь помимо грязи, на стенках испарителя оседает и табачный дым.
Что в таких случаях делать? Если засорен дренаж, его нужно промыть. Если помимо этого добавилась проблема слабого потока воздуха в салон, то это, скорее всего, тот самый случай с забитым испарителем или фильтром салонного воздуха. Фильтр этот желательно менять каждый год.
Промыть испаритель можно специальной очищающей пеной через дренажное отверстие. В запущенных случаях испаритель демонтируется. Кроме того, промывая испаритель, вы тем самым продлеваете ему срок службы. Поскольку под слоями влажной грязи неизбежно начинается процесс коррозии металла.
Промывка системы
Если компрессор заклинило, то неизбежна промывка всей системы, замена фильтра осушителя, ТРВ (терморегулирующий вентиль) или расширительной трубки. Старый компрессор, сбрасывая с себя продукты износа, отправляет их в магистраль вместе с фреоном, вследствие чего забиваются все вышеперечисленные элементы. Их не промывают, их надо менять на новые! А все остальные детали демонтируются и промываются под давлением специальной жидкостью (промывочным фреоном или специальным растворителем) до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной. После чего меняются все резиновые уплотнители и идет процесс монтажа. Процесс довольно трудоёмкий и занимает 1-2 дня. Почитать подробнее промывку системы автокондиционеров можно здесь.